Масаюки Мори ("Плохие спят спокойно"), Тосиро Мифуне ("Бунт самураев"), Такаси Симура ("Верха и низы") в драме Акиры Куросавы "Идиот". Действие романа Достоевского перенесено в современную режиссеру Японию, на северный остров - Хоккайдо, и единственное, что напоминает о России в картине - это снег и русские народные песни, использованные в качестве саундтрека. Во время боевых действий на Окинаве Киндзи Камеда попал под трибунал и был приговорен к расстрелу. Его приговор отменили за несколько минут до приведения в исполнение, в связи с чем молодой человек пережил эмоциональный шок и приобрел психический недуг - эпилептическое слабоумие. По окончании войны он отправляется на Хоккайдо к единственным родственникам - семье уважаемого и успешного предпринимателя Оно. Камеда еще не знает, что отец завещал ему огромные пастбища, которые присвоил себе Оно. В дороге Камеда знакомится с Денкити Акамой, экспрессивным молодым человеком, имеющим репутацию разбойника и дебошира, который...
Действие классического романа происходит в послевоенной Японии с героями-японцами.
Удивительно, но Фёдор Михалыч лег на реалии страны сакуры и Годзиллы как родной. Возможно, потому, что страдания, странности, надрыв и пафос японской культуре не чужды.
Как ни странно, тут Достоевский даже органичнее, чем во вполне российском "Даун хаусе". Там была шутка, игра, пародия, а здесь все по-настоящему и искренне.
Веришь, что герои именно так живут и чувствуют - и влюбляются в незнакомку по портрету, и деньги жгут, и крестами обмениваются (здесь это амулеты), и убивают из ревности. Имена мы так и не запомнили и называли героев как было в оригинале - Мышкин, Настасья Филипповна, Аглая.
Сейчас фильм кажется слегка затянутым, получилось совсем уж медитативно. Особенно по контрасту со "взрывными", страстными сценами. Лучшая из которых - финал, от него становится по-настоящему жутко.
Понравилось музыкальное сопровождение. Классика, причем не только русская.
Фильм черно-белый. Было приятной неожиданностью, что в нем много снега. Метели, сугробы, лед. И герои - чернущие - контрастом на этом снегу, словно грустные вороны с очень тяжелой жизнью.
Фильм посмотрел практически как комедию. Казалось бы, не самое смешное произведение и не самый смешной режиссер, но очень уж забавно наблюдать вмешательство в известное произведение Достоевского такой вещи, как японский менталитет. Когда я читаю вслух, то порою пропускаю некоторые слова и фразы, чем-то дополняю, а что-то заменяю на другое.
Здесь тоже самое. Сценарист (или режиссер) многие интуитивные вещи, которые в изобилии есть в "Идиоте" посчитал нужным разжевать, а некоторые сугубо этические - дополнить. Выглядит невероятно комично и очень смешит японская интерпретация.
Например, историю о приговоренном к смертной казни, но в последний момент помилованном, князь Мышкин рассказывает отстраненно (хотя это реальная история из жизни Достоевского). Всегда считал этот элемент биографии определяющим для данного труда автора, но Куросава пошел намного дальше - неудавшаяся казнь у него не только была в жизни его князя Мышкина, но он эту тему еще и развивает. Победа японской логики над русской душой. На вид ему было лет 25 или 48.
В итоге мне очень понравилось и это первый фильм Каросавы, от которого я диком восторге. Игра актеров прекрасная, оттенки соблюдены и они глубокие, интересные. А музыка, кстати, часто российская и самая неожиданная.
Ох-ох... Нужно все-таки обладать изрядным воображением и гибкостью мышления, чтобы перенести действие книги Достоевского в послевоенную Японию. Мне это удалось не сразу, привыкала и хихикала про себя полфильма. Очень уж специфично японское кино, и рвущий нервы "Идиот" в их флоре как-то совсем не прижился. Некоторые моменты эмоционально упрощены, нивелированы, неожиданно переведены в шутку. Хотя хронометраж впечатляет, многие эпизоды романа, которые другие режиссеры не стали бы использовать в фильме, Куросава отснял.
Актеры подобраны по какому-то странному принципу, а сам Мышкин здесь и вовсе престарелый тип с минимальными мимическими возможностями. Прославленная Хара Сэцуко до Настасьи Филипповны не везде "дотягивает". Наиболее убедительным здесь, на мой взгляд, был Тосиро Мифунэ - Рогожин, а в целом, конечно, сложно все это воспринимать... Заодно к сюжету приплели и историю несостоявшейся казни Фёдора Михайловича, а что-то переиграли на свой азиатский лад. От Достоевского здесь не очень много, хотя они и старались. По-своему.
Из плюсов: невероятное количество снега, метелей - очень красиво, мрачно и драматично получилось. И музыка! Лучшие классические произведения + немного японских мелодий + всё очень к месту и идеально соответствует происходящему на экране.