Подлинная история датского художника-трансексуала Эйнара Вегенера, вдохновлённого своей женой на операцию по смене пола. Всё началось с того, что жена Эйнара — тоже художник — Грета Вегенер, попросила его позировать в женской одежде вместо заболевшей модели. Сначала художник начал представляться вымышленным женским именем Лили Эльбе, а спустя несколько лет решился на хирургическое вмешательство, что в те годы само по себе граничило с художественным экспериментом.
Начавшись безобидной игрой, дальнейшая история потрясла мир, когда в 1931 году Эйнар Вегенер стал первым мужчиной, которому была сделана подобная операция. Брак с Гретой был признан недействительным, однако уже год спустя Лили Эльбе умерла от осложнений после пятой, последней операции, которая, как она надеялась, должна была дать ей возможность иметь детей.
…начало 20-ых годов XX-ого же столетия. Дания, стольный град Копенгаген. Исторически достоверные, совместно проживающие и пребывающие в законном браке супруги-художники Вегенеры, по инициативе жены Герды, приходят к решению проблемы с отсутствующей натурщицей путём замены её, натурщицы, соответственно мужем Эйнаром. В качестве женской, естественно, модели. Результат стяжает невиданный успех. Реакцией на который с женской половины семьи становится необоримое желание Герды продолжать настолько положительное сотрудничество. Забавная и прибыльная игра вскорости активирует скрытый пусковой механизм умственных расстройств клинической психиатрии. Вопреки первичным намерениям маскарад прогрессирует, превращаясь практически в травести-шоу. А с развитием личной дезорганизации супруга — невинная игра оборачивается подлинным лавкрафтовским ужасом. Главной жертвой и заложницей ситуации становится истинно любящая и преданная герою жена. Она, к слову, не бросит своего запутавшегося возлюбленного до самого конца. В прямом — физическом, и метафорическом — духовном смыслах…
…сам Эйнар, почувствовав себя в роли женщины, с каждым последующим перевоплощением всё с большим трудом способен возвращаться к себе прежнему. Стремительно по течению хронометража превращаясь в своё женское alter ego под именем Лили Эльбе. Не способны этому помешать даже курсы лечения извращений и нравственных патологий. Закономерно заканчивается для главгероя и его исторического прототипа такая трансмутация сознания тем, что нынче толерантно именуется хирургической коррекцией пола…
…несоответствие сюжетных и исторических фактов не столь важно. На самом деле реальный Эйнар Магнус Андреас Вегенер, один из первых в мире прооперированных трансгендеров, умер от банального неприятия организмом пересаженной донорской матки. А его бывшая, на тот момент уже, супруга — Герда — спилась и скончалась в предельных моральных горестях и финансовых нуждах. В «Девушке из Дании» на первом плане моральное и психологическое. Процесс отторжения мужской личности, сопровождаемый неконтролируемыми всплесками физиологической чужеродности и психосексуального отторжения, передан настолько правдоподобно, насколько это позволяет общая беззубость кинорежиссёра-оскароносца Тома Хупера…
…к сожалению, история в ленте вышла слишком прилизанной, предельно схематичной и очень обтекаемой. Практически лубочной. Кадры выстроены с нарочитой живописностью и переизбытком выпуклостей. И абсолютно немотивированно пресыщены мультипликативным разнообразием элементов. В итоге здесь, кажется, одинаково сложно всем: актёрам, зрителям, сценаристу и режиссёру. И только лишь умильная Алисия Викандер, которая воплощает супругу Вегенера, чувствует себя в своей тарелке. И вызывает в процессе отсмотра неизмеримо больше сопереживаний, нежели все остальные фигуранты кинотворчества вместе взятые. За что целиком заслуженно получает сразу и «Оскара» и Премию Гильдии киноактёров США за лучшую женскую роль второго плана…
…главная же ценность ленты в следующем. С участием режиссёра или же самопроизвольно; явилось ли это результатом сознательного действия или нет, на экране синтезируется определение главной, очевидно, разницы между женщиной созданной хирургическим путём и сотворённой естественным. Первая готова на многое, но ради себя. А вторая — на всё, но для любимого человека. Вот и ответ нам, зрителям, что из этого есть подлинное стремление к вечности. Которое, как известно, смысл и вершина любого существования…
P.S. …в эпилоге, как и повелось — о хорошем. Без малого все описанные выше композиционные недостатки с лихвой компенсируются великолепным гримом, отличнейшими костюмами, незабываемыми общими кадрами постановки и совершенной, отточенной красотой каждого ракурса. Поднимая «Девушку из Дании» на уровень высокоорганизованного полотна с замкнутой интросистемой. Которой можно и нужно восхищаться и любоваться. Даже в такие моменты, когда в кадр из подпространства понятно какой франшизы вываливается кривляющийся герр Старр и происходящее начинает несколько отдавать уже не игрой со стилем, а настоящим фарсом. Ибо и в этом, надо полагать, есть некоторая задумка…
Фильм, безусловно, понравился. Я бы даже сказала, что он не может не понравиться. Чудесные виды, музыка (боже, я стала обращать на это внимание!), интересная история. Самое впечатляющее в этом фильме - это, конечно, актерская работа Эдди Редмэйна. Он играет просто потрясающе. Смотрела с ним несколько фильмов и никогда бы не подумала, что он сможет так перевоплотиться. Взгляды, жесты, мордашка - ну просто очаровашка. Я клянусь, в роли женщины он мне кажется гораздо симпатичнее)) Хотя везет ему на необычные роли - геи, инцест и теперь еще транссексуал. Или он сам себе такие подбирает?)) Ну вот это было так немного о том, что понравилось. А теперь о том, что НЕ понравилось.
Во-первых, меня удивило, какое толератное отношение было в то время к геям и смене пола. Как-то все абсолютно спокойно это воспринимали. Или правда так легко относились к этим вопросам в те времена? Во-вторых, актриса, играющая Грету. Она, конечно, симпатичная, и играет не плохо, но была пара эпизодов, когда она выглядела неестественно. Я может и придираюсь, но ничего не могу поделать, мне такие моменты бросаются в глаза. Например, когда женщины прижимаются к мужчине, особенно в грустные моменты, они обычно глаза если не закрывают, то как минимум, прикрывают. Особенно, если плачут. Алисия в таких случаях всегда таращится как зомби в пустоту. Как будто, кто-то ей сказал, что у нее безумно красивые глаза (что в общем-то правда) и закрывать их просто грех. Когда она сделала это в третий раз в течение фильма, я уже чуть было не сделала фейспалм, но тут - наконец-то!- кто-то ей шепнул, видимо, "перестань уже таращится", и тогда она медленно и очень картинно прикрыла таки глаза. Но это мелочи, по сравнению со следующим минусом.
Я почти было посчитала эту историю одним из лучших фильмов о любви и преданности, но потом как-то резко передумала. Уж как-то слишком быстро супруги стали готовы к новым отношениям. Особенно поразил Эйнар. Ведь он свою жену выбирал не только потому что она женщина, но и потому что она ему понравилась как человек, он же любил ее, в конце концов. Когда он вдруг заявил, что хочет замуж выйти, я чуть со стула не упала. Понять его желание быть женщиной я могу, но понять, почему он моментально охладел к своей 5-минут-назад-любимой жене мне не понятно. Ну пусть бы хоть время какое-то прошло, если уж он не захотел быть лесбиянкой. Все-таки стать женщиной и стать женщиной, которая впервые одевши платье сразу кинется целоваться с первым встречным - это разное. Я была разочарована его поведением. Ну не должен он был так быстро отказаться от любимого человека. И кстати сказать, ведь ей было сложнее быть с ним рядом, когда он начал меняться, ведь она привыкла видеть его другим. А он-то, изменившись, продолжал жить все с тем же человеком, любимым вроде как. В общем мне этого совсем не понять. Ну пусть бы хотя бы время какое-то прошло. Честно скажу, этот момент сильно испортил мне впечатление от фильма. Точно также и Грета почувствовала стремление прижаться к чьему-то чужому понимающему плечу слишком быстро. Если б не это - я б ей памятник поставила.
Не думаю, что кто-то обратит внимание на эти моменты во время просмотра, а следовательно со спокойной душой рекомендую, фильм должен вам понравится.
У американских кино-академиков может возникнуть проблема при выдвижении Эдди Редмэйна на очередного Оскара. В какой номинации - за лучшую мужскую роль или ... женскую? Застенчивые улыбки датского художника Эйнара Вегенера постепенно трансформируются в нежную грацию Лили Эльбы по мере того, как мужчина все больше начинает осознавать себя женщиной. Это было в нем всегда и хватило легкого толчка с переодеванием в женское платье, чтобы процесс стал необратимым. А в 1930 смена пола (именно в медицинском понимании) была чем-то абсолютно фантастическим и скандальным. Именно Эйнар стал первым. После безуспешных попыток справиться с природой и "лечения" радиацией и психоанализом. И все это время рядом с ним была его жена Грета (Алисия Викандер), которой было ничуть не легче, чем Эйнару - она получила подругу, но потеряла мужа.
Очень красивый фильм - разноцветные домики Копенгагена, декадентские интерьеры Парижа и наряды дам, картины и фьорды. Прекрасные актерские работы, особенно хороша стильная и трепетная Лили ))