Джек — популярный радиоведущий. У него есть чувство юмора, сарказм и профессиональный цинизм, который в итоге оборачивается трагедией: один из постоянных слушателей последовал его ироничному совету: вошел в людное кафе и разрядил полную обойму в ничего не подозревающих посетителей.
Потрясенный Джек бросает работу и уходит в запой, погружаясь на дно отчаяния. В этот момент он встречает бездомного бродягу Пэрри, в прошлом — профессора истории, который увлекает его в удивительный мир собственных фантазий, где по унылым улицам огромного города шествуют средневековые рыцари, а небоскребы превращаются в величественные замки.
Вдвоем они отправляются на поиски Святого Грааля… в район Манхэттэна.
Терри Гиллиам не любит хэппи-энды. Страшно не любит. Из-за его отказа перемонтировать мрачную концовку «Бразилии» фильм целый год пролежал на полке.
Вот и в «Короле-рыбаке» заключительное всеобщее счастье и ликование как-то уже излишне и даже отдает изрядной долей слащавости, переходящей в приторность. Но сдается мне, что как и в «Братьях Гримм», его в очередной раз «изнасиловали» продюсеры.
***
Сюжет картины можно сказать однолинеен. Джек Лукас – ведущий на радио ток-шоу в прямом эфире. Едкий циник, оседлавший своего конька, в какой-то момент перестает думать о последствиях произносимых слов. В результате один из его слушателей, буквально поняв призыв пристрелить этих сытых самодовольных янки, берет ружье и высаживает мозги семерым посетителям ресторана.
Мучимый угрызениями совести, Лукас спивается, переселяясь из своих роскошных апартаментов к владелице видеопроката Энн Наполитано (Мерседес Руэл, сыгравшая ее, получила «Оскара» за женскую роль второго плана). Эта уставшая от жизни 40-летняя женщина даже по-своему любит Лукаса и всеми силами старается помочь ему.
Но алкоголь и внутренняя неустроенность приводят Джека на грань самоубийства, от которого его спасает чудесное вмешательство Перри – бомжа, ищущего в Нью-Йорке легендарную Чашу Грааля. Как легко догадаться, Перри немного не в своем уме и виноват в этом именно Лукас. Будучи когда-то счастливым преподавателем истории, он оказался в тот вечер в злополучном ресторане, и потерял рассудок, когда на его глазах убили жену.
Круг замкнулся и Лукас справедливо полагает, что вырваться из него он сможет только помогая Перри. Сумасшедший бомж становится той точкой опоры, оттолкнувшись от которой, он хочет вынырнуть на поверхность - к прежней жизни. И это ему удается. Джек вновь становится ведущим ток-шоу, вновь живет полной жизнью, в которой естественно не находится места ни Энн, ни Перри, ни его прежним знакомым. Но вот только как быть с внутренней неустроенностью, эфемерным чувством, которое незаметно копится внутри с каждым днем, дожидаясь своей последней капли. И эта капля явилась в виде предложения написать сценарий комедии о трех незадачливых бомжах.
***
Что делает Лукас? Он устремляется на поиски Перри, словно только этот сумасшедший может дать ему спасение от самого себя. Но тот, избитый шпаной, лежит в коме. Значит, логично рассуждает Джек, его надо вывести из нее. Осталось дело за малым – определиться, как это сделать. Так как встряска, похлопывание и прочие физические воздействия не дали желаемого результата, постепенно выкристаллизовывается последний путь – найти эту проклятую Чашу. Благо Перри когда-то указал ее местонахождение.
Карабканье Лукаса на крышу виллы в стиле средневекового замка – один из лучших эпизодов фильма. И картину вполне на этом можно было бы закончить, например, уронив Джека с крыши или продав заранее чашу. Была бы тогда какая-то недоговоренность тяготеющая к притчевости. Но законы Голливуда потребовали логического завершения в виде: похищения Чаши, которая оказалась старинным школьным кубком; чудесного воскрешения Перри и возвращения прозревшего Лукаса в объятия ненасытной Энн, порождая сущности, к которым очень хочется применить бритву Оккама.
Один из моих самых любимых фильмов.
Джек - успешный амбициозный радиоведущий, чьи необдуманные слова спровоцировали катастрофу (обожаю сцену с просмотром новостей, она идеальна). Не сумев справиться с последствиями своих действий, Джек уходит на дно, где и встречает Перри - сумасшедшего бездомного мужика в рваных тряпках и с бредом про Грааль и миссию от Бога(как хорош Робин Уильямс в этой роли, как он её отыгрывает, ну конфета, а не актёр!). Быстро выясняется, что ранее Джек сыграл в жизни Перри ту же роль, что айсберг - в плавании "Титаника", и постоянно пьяному, депрессивному, отчаявшемуся Джеку в их встрече видится знак, возможность искупить содеянное и получить у высших сил пропуск в свою прошлую жизнь, где он был Крутым Парнем.
Мне нравится, как хорошо прописан этот персонаж: в глубине души он добрый, по-настоящему добрый, хоть это и скрыто под тоннами самомнения, амбиций, тяги к красивой жизни и эгоизма. Всё равно его отношение к Перри - это не только попытка заключить пакт с воображаемым богом, который простит и всё вернёт. Не только это побуждает его по-человечески относиться к многочисленным обитателям дна, которых Перри привёл в его жизнь.
Вообще весь этот фильм - очень добрый. Да, у него мрачный антураж. Да, в основе сюжета лежит ужасная трагедия. Да, сцены с красным рыцарем, особенно заключительная - это брррр какой саспенс. Но в целом от фильма всё равно остаётся светлое впечатление. Лучащиеся глаза Робина Уильямса :), смешная история любви, притча с хорошим концом. Поэтому я и не согласна с теми, кто пишет, что им не нравится в этом фильме хэппи-энд. Может, он и правда переслащенный, но мне вот нравится. Это не тот фильм, который должен закончиться плохо, нет в нём безысходности, требующей ещё более безысходного конца - это моё мнение и на нём стою. В каких-нибудь "Небесах обетованных" счастливый конец выглядел бы лживым, а в "Короле-рыбаке", имхо, лживым было бы его отсутствие. Неважно. Я люблю его таким, какой он есть :)
Он довольно длинный, так что часто его пересматривать мне не удаётся - но когда пересматриваю, делаю это с удовольствием.
Оценила на 5* из 10*. Фэнтези и магический реализм в кинематографе не так чужды мне, но когда это все в таком ракурсе, в смеси современности и истории, сумасшествия и здравомыслия, то понимаю, что подобное не моё. Плюс там много сюжетных линий, и получился "винегрет". Вообще с американскими фильмами у меня все сложно. Я их не понимаю.
Мало было для меня интересных моментов в фильме. Больше было тех, которые не понравились. Однозначно интересным для меня было посещение всей компанией китайского ресторана и признание Пэрри в любви к Лидии. Нельзя не отметить колоссальное изменение Джека Лукаса после произошедшего, его "катарсис" зачтен). В "воскрешение" Пэрри в больнице я не верю, а голые мужички на лужайке под луной в центре Нью-Йорка оригинальными не показались. В общем, фильм с уклоном "у каждого американского бомжа тоже есть душа". Я не спорю, но и не восторгаюсь идеей фильма.
Впервые смотрела фильм Терри Гиллиам,возможно, я не раскусила этот "орешек", но особого желание продолжать знакомство нет. Но стоит отметить, что данная работа значительно отличается от просмотренных мною ранее американских фильмов. Как судьба сведет...