Антон в отчаянии. Его пятнадцатилетнюю дочь Алёну, страдающую тяжелым и неизлечимым недугом, в очередной раз без улучшений выписывают теперь уже из заграничной клиники. Надо возвращаться домой, и попытать счастья в зоне — так называется место, где много лет назад произошла атомная катастрофа. Теперь там (если верить слухам и журнальным публикациям) живут люди-мутанты, сверхцелители.
Антон и Алёна проходят через заражённые радиоактивностью пространства и добираются до закрытой от всего мира небольшой цивилизации мутантов. Из поздней осени они попадают в цветущее лето. Здешние обитатели живут по своим законам и имеют свою, непонятную для цивилизованного человека, систему ценностей. Люди из внешнего мира приносят с собой беду, разрушают мир, в котором жили обитатели зоны.
Необычный фильм. Антиутопическая (или все же утопическая?) фантастика. Фильм понравился, но трудно сформулировать – почему.
«Третья планета» снята через пять лет после чернобыльской катастрофы, через двадцать лет после «Пикника на обочине» Стругацких (это так – для сведения). Сюжет прост. Антон, почти взрослая дочь Алена которого неизлечимо больна, узнает о существовании аномальной зоны, возникшей в результате мощного радиоактивного заражения местности. В этой зоне якобы живут мутанты-сверхцелители. Антон с дочерью проникают в зону – это единственная надежда спасти жизнь Алене. Дальше идут «навороты», временами напоминающие эпизоды из фильмов Тарковского («Сталкер», «Зеркало»), но всё как бы в рамках реальности. Мутанты оказываются такими же людьми, но с другими нравственными принципами, приближенными к природным.
В фильме, мне кажется, сквозит мысль, что любое вмешательство в природные явления чаще всего нарушает равновесие, ухудшает ситуацию и приводит к локальной катастрофе с тем большей вероятностью, чем более мощных природных сил это вмешательство касается. Другого объяснения, почему фильм называется «Третья планета», я не вижу.
Тяжёлое, грузовое и сумасшедшее кино с нотками некрореализма. Это и чернушное и сумасбродное кино выделяется на фоне остальных своим непредсказуемым развитием... бредовых событий. Отец и умирающая дочка подросток отправляются в зону радиации где ищут мутантов способных вылечить девочку. Там они встречают советских "людей Х" и бредовый сон продолжается... Концовка жёсткая и более-менее логичная. Оставлю его себе за то что в накрученном этом бреде всё выглядело довольно серьёзно, окромя звуковой составляющей из перестроечных трешовых саундов. Подумать только, что режиссёр и сценарист Александр Рогожкин (Особенности национальной...)